Договор перевозки грузов является реальным или консенсуальным

Договоры перевозки двусторонние, реальные, возмездные, на морском транспорте договор перевозки является консенсуальным

Договор перевозки грузов является реальным или консенсуальным

Сторонамивыступают: в договоре перевозки грузов – перевозчик и отправитель. Ими могут быть как организации, так и граждане.

Если отправителем груза могут быть любые субъекты гражданского права, то перевозчиком может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые наделены правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании разрешения (лицензии).

Предметомдоговора перевозки является оказание транспортных услуг по перемещению груза или перевозки пассажира и доставки его багажа в пункт назначения. При этом на перевозчика возлагается хранение, выдача груза получателю, а нередко погрузка и выгрузка.

Цена(провозная плата, фрахт) за перевозку грузов, пассажиров и багажа, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено законодательством.

Если же речь идёт о плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования, то она определяется на основании тарифов, утверждённых в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами и иным законодательством. Определение платы соглашением сторон здесь не допускается.

Договор перевозки должен быть заключен, как правило, в письменной форме. При перевозках внутри страны документом, оформляющим перевозку груза, является накладная.

Перевозки грузов морским транспортом между портами оформляются чартерами, коносаментами (чартер принимается при перевозках значительных или массовых грузов, коносамент – при небольших по объёму перевозках).

В накладной указываются сведения о грузоотправителе, получателе, грузе, пункте отправления и назначения. Транспортные документы составляются на имя определённого лица.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

Договор перевозки грузов считается заключенным с момента передачи груза перевозчику с необходимыми транспортными документами.

В удостоверение приёма груза к перевозке отправителю выдаётся специальный документ: на железнодорожном и внутреннем водном транспорте – квитанция, на морском – экземпляр накладной.

Квитанция (соответственно коносамент, накладная) служит распиской перевозчика в получении груза и обязательством выдать этот груз лицу, указанному в основном транспортном документе. Наличие этих документов даёт право получателю в случае неполучения им груза предъявить претензию к перевозчику.

Договоры перевозки заключаются и в устной форме (например,оплата за проезд на такси производится по счётчику).

При перевозке пассажира перевозчик обязан перевезти его в пункт назначения, а в случае сдачи багажа также доставить его в пункт назначения и выдать его пассажиру или другому управомоченному лицу.

Обязанности грузоотправителяпо договору перевозки заключаются в сдаче груза к перевозке и уплате за перевозку установленной платы. Платежи по договору перевозки вносятся чеками, платёжными поручениями, акцептованными банками, или наличными деньгами.

В обязанности пассажирапо договору перевозки входит оплата за проезд и провоз багажа и выполнение правил пользования услугами соответствующего вида транспорта.

Пассажир имеет право:

1.перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

2.провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм.

3.сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Перевозчик несёт ответственность за виновное причинение ущерба грузу. При этом действует презумпция вины перевозчика.

В частности, перевозчик должен доказать, что утрата, порча или повреждение груза произошли не по его вине, а по вине отправителя или получателя.

При недостаче веса груза, следовавшего в опломбированном вагоне (судне), прибывшем без повреждения, перевозчик предполагается невиновным, если получателем не будет доказано обратное.

За ущерб, причинённый при перевозке груза или багажа, перевозчик отвечает:

1.в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостаточного груза или багажа;

2.в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления повреждённого груза или багажа – в размере его стоимости;

3.в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Перевозчик также возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного или повреждённого груза или багажа.

Перевозчик и отправитель грузов освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

1.непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

2.прекращения или ограничения перевозки грузов в определённых направлениях, установленного в порядке, предусмотренном законодательством;

3.в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждения здоровья пассажира определяется, исходя из общих оснований ответственности за причинение вреда, если законодательными актами не предусмотрена его повышенная ответственность.

Размер ответственности перевозчика за утрату или повреждение перевозимого груза ограничен действительной стоимостью утраты, недостачи , повреждения груза или багажа, т. е. установлена ограниченная ответственность.

Прекращение договора перевозкиможет иметь место либо в результате надлежащего исполнения договора, по требованию одной из сторон, либо автоматически в силу определённых обстоятельств.

Договор транспортной экспедиции –это соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счёт другой стороны (клиента – грузоотправителя и грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определённых договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Операции по упаковке, маркировке, погрузке и выгрузке груза, доставке его в соответствующий пункт назначения или на склад получателя и т. д. могут выполнить лица, специально подготовленные к этому.

Они осуществляют посредническую миссию между перевозчиком и их клиентурой.

Производимая в этом направлении ими деятельность и называется экспедиционной,а лица, занимающиеся этой работой, – экспедиторами.

Работы по договору транспортных услуг выполняются за вознаграждение. Следовательно, данный договор является возмездным. Договор может быть консенсуальным и реальным.

Если экспедитор согласно заключенному договору только организует выполнение услуг, то договор считается консенсуальным. Когда же он выступает одновременно в качестве перевозчика и экспедитора, т. е. если с заключением договора транспортной экспедиции следует и передача груза, то договор признаётся реальным.

Сторонамидоговора являются клиент и экспедитор. В качестве клиента выступает сторона, которой оказываются услуги, а экспедитора – сторона, которая оказывает услуги.

Клиентом в данном договоре может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель.

Экспедитором может быть предприниматель – юридическое (коммерческая организация) или физическое лицо. Для осуществления деятельности по оказанию транспортно-экспедиционных услуг необходимо получение лицензии.

Предметомдоговора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза:

1. основные услуги –в их числе могут быть организация перевозок груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключение экспедитором договоров от имени клиента и от своего имени на перевозку грузов, отправка и получение груза и др.;

2. дополнительные услуги –может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов (сертификатов, санитарных свидетельств и др.

), выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При этом в договоре может быть оговорено, какие конкретно услуги должны быть выполнены. Выполнение операций в зависимости от объёма оказываемых услуг оформляется как заключение договора на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание.

Ценадоговора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. За оказание услуги экспедитор получает вознаграждение. Возникшие расходы, связанные с оказанием услуг (например,плата за погрузку, выгрузку и т. д.), оплачиваются отдельно.

Срокрассматриваемого договора определяется, исходя из длительности осуществления самих операций. Например, если речь идёт о доставке груза, то срок исчисляется временем, необходимым для доставки груза. При необходимости в продолжительном экспедиционном обслуживании заключаются длительные договоры.

Формадоговора транспортной экспедиции письменная. При необходимости клиент должен выдать экспедитору доверенность для исполнения его обязанностей.

Необходимость письменной формы установлена законодательством, исходя из возможных разногласий между участвующими в договоре лицами. Но это не означает, что нельзя представлять другие документы, например, доказательства исполнения договора. Что касается свидетельских показаний, они не допускаются.

Обязанности экспедитора:

1.организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;

2.заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза. Когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком, он не вправе заключать договор перевозки от своего имени;

3.обеспечить отправку и получение груза;

4.при получении информации от клиента о свойствах груза, условиях перевозки и т. д. сообщить ему об обнаруженных недостатках в полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные;

5.оказать иные услуги, связанные с перевозкой.

Обязанности клиента:

1.передача груза для упаковки, маркировки, погрузки, доставки и т. д., т. е. для экспедирования;

2.выдача экспедитору доверенности, если она необходима для выполнения его обязанностей;

3.предоставление экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции;

4.получение груза у экспедитора;

5.уплата предусмотренного договором вознаграждения, а при необходимости возмещение понесённых экспедитором расходов, связанных с исполнением договора.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на сторону обязанностей установлена имущественная ответственность.

Имущественная ответственность по договору транспортной экспедиции вытекает из общих оснований ответственности за нарушение обязательств. Ответственность, как правило, является полной.

Лицо, причинившее убытки неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, должно возмещать их в полном объёме и с учётом цен на день исполнения обязательств, а если требование добровольно т не было удовлетворено, – в день предъявления иска.

При этом общим основанием такой ответственности является вина. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим экспедиционное обязательство (презумпция виновности).

Законодательством, регламентирующим ответственность за нарушение обязательств, установлено также и то, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определённым родом деятельности, может быть ограничено право на полное возмещение убытков, т. е. установлена ограниченная ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Это означает, что ответственность экспедитора может быть ограничена, т. е. установлена в таком же объёме, в каком её должен нести перевозчик. Перевозчик несёт ответственность в пределах действительного ущерба (ограниченная ответственность).

Ответственность клиента особо не выделяется в нормах, регулирующих экспедиционные обязательства. Следовательно, клиент за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств несёт ответственность в полном объёме.

Помимо изложенных в законе, стороны могут в договоре транспортной экспедиции предусмотреть и иные санкции сторон за нарушение оговоренных условий.

Общим основанием прекращения договора транспортной экспедиции является надлежащее его исполнение.

Кроме общих оснований, предусмотрена также возможность и одностороннего расторжения договоров.

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Данное правило действует и в том случае, если оно не будет указано в договоре.

В договоре транспортной экспедиции при одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 3285; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-62329.html

Договор перевозки грузов

Договор перевозки грузов является реальным или консенсуальным

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”

Понятие договора перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по дос­тавке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданно­го (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

По своей юридической природе договор перевозки грузов:

    • реальный (порождает граж­данские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
    • возмездный (встречное предоставление в виде платы);
    • двусторонний (порождает обязательства у обоих сторон);
    • в пользу третьего лица — грузополуча­теля (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Замечание по договору морской и воздушной перевозки

Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых относится к реальным договорам, а дру­гая — к консенсуальным.

Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о пре­доставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ).

По такому договору обычно пере­возятся грузы в линейном сообщении.

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который ис­пользуется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК).

По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предос­тавить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вмести­мости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для мор­ской перевозки груза всего судна, части его или определенных судо­вых помещений.

Как правило, с помощью чартера регулируются от­ношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна.

В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).

  1. Грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени.
  2. Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.
  3. Грузополучатель – физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

(См., напр.,  ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”).

Форма договора перевозки груза

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза документа на груз (транспортной накладной, коносамен­та или иного документа – п. 2 ст. 785 ГК), предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

Подробнее о транспортной накладной

Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ составление и выдача отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) подтверждает заключение договора перевозки груза.

П. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Основные термины, используемые при оформлении транспортной накладной в целях перевозки грузов, раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/dogovor-perevozki-gruzov

80.Понятие и виды договоров перевозки грузов. Перевозочные документы. договора перевозки

Договор перевозки грузов является реальным или консенсуальным

Договор:, взаимным, реальный, возмездным, двусторонне обязывающий

Существенный условия: предмет, срок

Субъекты: перевозчик и грузоотправитель.

Форма: письменная

По договору перевозки грузаперевозчик (транспортная организация) обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Из приведенного определения видно, что договор перевозки — двусторонне-обязывающий, возмездный, реальный, он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.

Договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки строго определенного судна (всего или соответствующих помещений) — воздушного или морского (чартер), является консенсуаль-ным.

Он считается заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям: о наименовании судна, о том, все или часть судна фрахтуется, количестве груза, месте погрузки, размере фрахта, т.е.

плате за перевозку, месте направления судна и др. (ст. 104 ВК РФ, ст. 122 КТМ СССР).

Независимо от вида (консенсуальный или реальный), договор перевозки груза — разовый, он выступает правовой формой перемещения конкретного груза, и при выдаче груза получателю основанное на нем обязательство прекращается исполнением. Этим он отличается от организационных консенсуальных договоров (например, навигационного, годового — на автомобильном транспорте), которые носят длящийся характер, заключаются с целью организовать транспортный процесс.

Чаще всего договор перевозки груза заключается хозяйствующими субъектами — предпринимателями.

Но в отличие от других хозяйственных договоров, по которым разногласия, возникающие в процессе их заключения, рассматриваются арбитражным судом, споры, возникающие в процессе заключения разового (реального) договора перевозки, не могут решаться путем арбитражного урегулирования.

Это вытекает из характера данного договора: передача и принятие груза, оформление транспортных документов производится в строго определенные для этих операций нормы времени, транспорт не может простаивать в ожидании разрешения споров.

Разногласия же по условиям транспортного обслуживания, возникающие при заключении организационных (навигационных) договоров, рассматриваются арбитражным судом в общем порядке.

Договор перевозки заключается в простой письменной форме.

Письменной формой договора перевозки является транспортная накладная (железнодорожная накладная — на железнодорожном транспорте, грузовая накладная — на воздушном, товарно-транспортная накладная — на автомобильном, коносамент — на морском транспорте), а также чартер (при перевозках грузов морем в между- народном сообщении).

В транспортной накладной указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, ее стоимость. Это — основной перевозочный документ, определяющий взаимоотношения участников перевозки.

Транспортная накладная удостоверяет прием груза к перевозке, сопровождает груз на всем пути следования и выдается перевозчиком получателю вместе с грузом. В дальнейшем при возникновении споров в связи с необеспечением сохранности груза, просрочкой в его доставке предъявление транспортной накладной в суде обязательно.

На всех видах транспорта, за исключением железнодорожного, транспортная накладная оформляется в нескольких экземплярах с таким расчетом, чтобы у каждого участника обязательства по перевозке (отправителя, перевозчика, получателя) остался экземпляр накладной.

При перевозке по железной дороге грузоотправителю в подтверждение приема от него груза выдается квитанция, которая служит письменным доказательством заключения договора перевозки.

Кроме того, на каждую отправку на основе транспортной накладной оформляется железнодорожная ведомость, отражающая сведения о грузе и расстоянии перевозки.

Железнодорожная ведомость, как и транспортная накладная, сопровождает груз на всем пути следования; грузополучатель расписывается в ведомости в получении груза, после чего она как документ учета работы транспорта остается у перевозчика (ст. 41 ТУЖД).

Грузоотправитель передает перевозчику вместе с транспортной накладной все документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами (например, карантинный сертификат, карантинное разрешение, ветеринарное свидетельство и другие документы, выдаваемые компетентными органами).

При оформлении чартера приемка груза к перевозке удостоверяется коносаментом (при перевозках грузов морем в заграничном сообщении), грузовой накладной (на воздушных перевозках), которые служат документами, подтверждающими исполнение обязательства, основанного на чартере, но не письменной формой договора. Коносамент, кроме того, является ценной бумагой (ст. 143 ГК РФ): он может быть именным, ордерным или на предъявителя (ст. 124 КТМ).

В каботажных перевозках коносамент — письменная форма договора перевозки, поэтому всегда составляется на имя определенного получателя. Коносамент оформляется перевозчиком на основании письменного объявления отправителя о грузе — погрузочного ордера.

В нем грузоотправитель указывает наименование отправителя, получателя, сведения о грузе, размер платы за перевозку (фрахт). Он отвечает перед перевозчиком за все последствия неправильности или неточности сведений, содержащихся в погрузочном ордере (ст.

124 КТМ СССР).

Стороны договора перевозки — грузоотправитель и перевозчик. В качестве грузоотправителя могут выступать как организации, так и граждане.

В качестве перевозчика чаще всего выступает специализированная (транспортная) организация — юридическое лицо, для которой деятельность по перемещению грузов является реализацией ее правоспособности, возникшей на основе регистрации в качестве юридического лица и получения ею лицензии (ст. 49, 51 ГК РФ).

Как правило, договор перевозки является публичным, поскольку в силу закона, иных правовых актов, а также из лицензии на перевозку вытекает обязанность перевозчика осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789,426 ГК РФ). Перечень организаций, осуществляющих перевозки для любого обратившегося за услугами (ГК называет такой транспорт — транспортом общего пользования), публикуется в установленном порядке (п. 1 ст. 789 ГК РФ).

В качестве перевозчика может также выступать и индивидуальный предприниматель, получивший в установленном порядке лицензию на право осуществления данного вида деятельности. При этом по смыслу ст. 789 ГК РФ оказываемые им услуги оформляются договором перевозки, не относящимся к числу публичных договоров.

Иногда перевозки осуществляются организациями, для которых перевозка как вид деятельности является дополнительной возможностью получать доход (прибыль).

Например, строительная организация одновременно оказывает услуги по перевозке строительных грузов.

Такая деятельность осуществляется на основе лицензии, но используемый при этом транспорт не является транспортом общего пользования, а заключаемые при этом договоры не относятся к публичным.

В некоторых случаях отправитель одновременно выступает в качестве получателя.

Например, при перевозках грузов одного производственного подразделения другому в рамках одного предприятия отправителем и получателем является одно юридическое лицо.

Но чаще всего получателем бывает лицо, не участвовавшее в заключении договора перевозки, но приобретающее в силу обязательства по перевозке не только права, но и обязанности.

Права грузополучателя основаны на договоре перевозки, заключенном в его пользу, т.е. договоре в пользу третьего лица.

Но одновременно с фактом заключения этого договора транспортное законодательство связывает возникновение у него, как самостоятельного участника обязательства по перевозке, обязанностей перед перевозчиком.

Объясняется это тем, что конечная цель перевозок — удовлетворение потребностей в перемещении грузов. Потребности же реально удовлетворяются лишь в случаях, когда грузы в целости и сохранности доставлены конкретному получателю.

Публичные интересы требуют, чтобы получатели грузов своевременно принимали их от перевозчиков, не допуская непроизводительных (сверх норм времени) простоев транспорта, опасного>скопления грузов на грузовых площадках станции, в порту. Решение этих задач и диктует необходимость наделения получателя как правами, так и обязанностями.

договора перевозки составляет совокупность его условий, которые определяют права и обязанности его участников, обеспечивающих своевременную доставку грузов к месту назначения и выдачу их получателю в сохранности.

Предмет данного договора — транспортные услуги. Особенность услуг вообще и транспортных, в частности, заключается в том, что они оказываются не в вещественной форме, а в форме деятельности.

Необходимо различать предмет договора перевозки (транспортные услуги) и предмет (объект) перевозки.

Предмет перевозки — грузы, т.е. различные вещи — строительные материалы, продовольственные товары и др., доставляемые от отправителя получателю перевозчиком.

Предмет перевозки определяется следующими признаками: наименование груза, его масса (вес), количество мест тарных и штучных грузов, способ определения веса, вид тары (упаковки), особые свойства груза.

Эти пункты договора в качестве существенных определены императивными нормами, действующими на соответствующих видах транспорта, а также служат обязательными реквизитами типовых форм транспортных накладных (ст. 31 ТУЖД, ст.

124 КТМ СССР, ст. 105 ВК РФ).

Существенным условием договоров перевозки является транспортабельность груза, т.е. качественное состояние груза, тары, упаковки, обеспечивающее его сохранность в процессе перевозки.

Грузы должны предъявляться к перевозке в контейнерах, таре, упаковке, соответствующей стандартам (техническим условиям), а если стандарты не установлены, — в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность в пути следования (ст. 25 ТУЖД, ст. 128 КТМ, ст. 71 УВВТ).

Перевозчик вправе отказаться от принятия к перевозке груза в нетранспортабельном состоянии.

Транспортабельность скоропортящихся грузов подтверждается специальным документом — удостоверением о качестве, которое отправитель представляет перевозчику вместе с транспортной накладной (§ 3 Правил перевозок скоропортящихся грузов, § 14 Правил перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в международном сообщении).

При наличии на станции отправления государственного инспектора по качеству состояние скоропортящегося груза может быть проверено этим инспектором с выдачей сертификата, который прилагается к накладной взамен удостоверения о качестве.

Существенным условием договораявляется также срок, в который груз должен быть доставлен и выдан получателю. Срок доставки груза — срок исполнения обязательства при перевозке. В соответствии со ст.

792 ГК РФ сроки доставки устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами; при отсутствии в законодательстве норм о сроках перевозки выполняются в разумный срок, в том числе определяемый соглашением сторон.

По соглашению сторон сроки устанавливаются при перевозках грузов морем, например в заграничном сообщении, а если соглашением они не предусмотрены, грузы доставляются в обычно принятые сроки, т.е. по нормам «обычного» права (ст. 149 КТМ СССР).

Сроки доставки зависят от вида транспорта, расстояния перевозки, скорости.

Провозная плата (тариф за услуги) определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом и иными правовыми актами .(п. 1 ст. 790 ГК РФ).

Цены (тарифы) на перевозку железнодорожным транспортом, деятельность которого относится к естественной монополии (ст. 4,6 Федерального закона от 17 августа 1995 г.

«О естественных монополиях»1) регулируются (устанавливаются) компетентными государственными органами.

По публичному договору перевозки груза, являющемуся одновременно договором присоединения (договором, условия которого определены одной стороной, а именно перевозчиком, в стандартных формах и принимаются другой стороной путем присоединения к предложенному договору), условия договора, в том числе и тариф, содержатся в разработанной перевозчиком стандартной форме договора, т.е. тариф устанавливается самим перевозчиком (за исключением регулируемых тарифов), и они одинаковы для всех грузоотправителей (ст. 426, 428 ГК РФ). Обычно провозная плата вносится грузоотправителем до начала перевозки груза. Окончательный расчет по причитающимся перевозчику платежам производится с грузополучателем. При этом перевозчику предоставлено право удержания груза в обеспечение причитающейся ему платы, если иное не установлено законодательством или договором (п. 4 ст. 790 ГК РФ).

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/80-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B8-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B8/

Договор перевозки и его виды

Договор перевозки грузов является реальным или консенсуальным

Договор перевозки относится к группе договоров по оказанию услуг, он направлен на перемещение грузов и пассажиров из одного пункта в другой. Регулирование отношений в сфере перевозок осуществляется ГК РФ (гл. 40), а также транспортными уставами и кодексами.

ГК не дает общего определения договора перевозки, а выделяет отдельно договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа. Договор перевозки грузов является самостоятельным видом договора перевозки, который имеет особенности в зависимости от вида транспорта (железнодорожные, воздушные, морские, речные и автомобильные перевозки).

ДП груза — это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор перевозки является возмездным, взаимным и реальным. Согласно пункту 2 ст. 789 ГК РФ договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего транспортного средства или части его (договор фрахтования).

Договор фрахтования (чартер) — это соглаш, в силу кот одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Этот договор является консенсуальным. Он используется на морском, внутреннем водном, воздушном транспорте.

Сторонами договора грузовой перевозки являются перевозчик и грузоотправитель. Перевозчиком может быть юл, а в некоторых случаях и фл — ИП, облад лицензией на те виды перевозки, кот ими осуществляются.

В качестве грузоотправителей обычно выступают предприниматели, которые закл дог перевозки во исполнение своего обязательства перед контр агентом по др договору (например, для обеспечения доставки товаров покупателю).

Что касается обязанностей грузополучателя принять груз, произвести окончательные расчеты с перевозчиком и др., то он еще до заключения договора перевозки добровольно принимает их на себя, согласившись на такой способ передачи ему товаров, как отгрузка транспортом.

Предметом договора перевозки грузов являются услуги по территориальному перемещению грузов из пункта отправления в пункт назначения с помощью транспортных средств.

Согласно пункту 2 ст. 789 ГК РФ договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором. Перевозкой транспортом общего пользования признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или юридического лица.

Заключение договора перевозки грузов. Договор перевозки грузов традиционно рассматривается как реальный договор, который считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Грузоотправитель обязан своевременно предъявить к перевозке указанные в заявке или договоре грузы.

До предъявления груза для перевозки грузоотправитель обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза, а также перевозочного средства.

Груз должен быть предъявлен вместе с необходимыми документами: транспортной накладной, заполненной грузоотправителем в соответствии с правилами перевозок грузов; другими документами, предусмотренными соответствующими нормативными актами.

Перевозчик за неподачу трансп средств для перевозки грузов в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Законодательством устан обстоятельства, при наличии кот перевозчик и грузоотправитель освобожд от такой ответствен. К ним относятся: непреодолимая сила, а также иные явления стих хар-ра; военные действ; прекращение или огранич перевозки грузов в опред направл.

Поскольку договор перевозки груза является реальным, постольку передача груза для перевозки служит необходимым элементом заключения такого договора.

Для договора перевозки грузов характерен особый порядок оформления его заключения: составлением и выдачей отправителю груза документа о принятии груза (транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз).

Источник: https://studopedia.ru/10_262665_dogovor-perevozki-i-ego-vidi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.