Независимость судей означает что

Принцип независимости судей и подчинения их только закону

Независимость судей означает что

Независимость судей, в лице которых судами принадлежит судебная власть, является проявлением самостоятельности судебной власти, действующей независимо от законодательной исполнительной властей. Совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону рассматривается в качестве оного из важнейших направлений судебной реформы Российской Федерации.

Принцип независимости судей означает, что никакие государственные органы, общественные организации и должностные лица не могут влиять на судей, и при отправлении ими правосудия.

В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы и никому не подотчетны. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и отдельных граждан. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Следует подчеркнуть, что законодатель, провозглашая независимость судей, установил их обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы.

При исполнении своих полномочий, а также во вне служебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых. При принятии решения по делу он должен быть свободным от приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения.

Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей.

Он не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам находящимся в производстве суда, до вступления в законную силу постановлений, принятых по ним, а также публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступивших в законную силу, и действия своих коллег.

Осуществление принципа независимости судей гарантируется действующим законодательством. В качестве такой гарантии следует отметить, прежде всего, установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями.

Независимость судей гарантируется несменяемостью судьи. Это означает, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком.

Однако судьи районных (городских) судов, судьи военных судов гарнизонов, флотилий, соединений впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть избраны без ограничения срока полномочий.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по указанным в законе основаниям и в определенном порядке.

В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. Это записано в ст. 1 Закона «О статусе судей в РФ».

В содержание принципа независимости включаются следующие элементы:

1) судья – единственный государственный служащий, который никому не подчиняется и ни перед кем не отчитывается в своей работе;

2) все решения судья принимает самостоятельно, никто не вправе воздействовать на судей при принятии ими решений;

3) всякое вмешательство в деятельность суда, от кого бы оно ни исходило, преследуется по закону, в том числе и в уголовном порядке;

4) при рассмотрении дела в коллегиальном составе все судьи, входящие в коллегию, равны, никто из них не имеет преимуществ;

5) любое решение судья принимает, руководствуясь своим правосознанием, совестью и законом. Таким образом, судья независим только в рамках закона. Закон служит гарантией от судебного произвола.

Независимость судей обеспечивается гарантированными социальными условиями жизни судей, их политической обособленностью и гарантированностью надлежащей организации профессиональной деятельности судей.

Ст. 120 Конституции РФ «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».

Ст. 1 Закона «О статусе судей в РФ» «Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц.

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность».

Ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ» «Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом».



Источник: https://infopedia.su/18x4036.html

Проблема независимости судей в Российской Федерации

Независимость судей означает что

Конституционно-правовые принципы осуществления судебной деятельности закреплены в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации (далее – РФ). Статья 120 Конституции РФ закрепляет положение о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону [1].

Принцип независимости судей, являющийся основным по отношению к иным принципам правосудия, помимо Конституции РФ, декларируется также в федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ», федеральном законе «О статусе судей».

Данный принцип означает, что судья рассматривает дело в такой обстановке, которая исключает любое воздействие, а также выносит решения в соответствии с Конституцией РФ и федеральному закону.

Вмешательство в деятельность судьи в какой бы то ни было форме, дача указаний по разрешению судебного дела, попытка оказать давление на судью является нарушением принципа независимости и, следовательно, влечет установленную законом ответственность.

Понятие «независимость» по своему содержанию очень сходна с такими понятиями как «автономность», «самостоятельность». Как считает К.Ф.

Гуценко, независимость судей – это «гарантированная возможность принимать ответственные решения при осуществлении правосудия на основании предписаний закона, по внутреннему убеждению, без какого бы то ни было давления, вмешательства или иного воздействия извне» [2]. Г.Д.

Садовникова толкует исследуемый принцип аналогичным образом: она считает, что независимость судей проявляется в том, что они самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией и законом [3].

Таким образом, принцип независимости судей заключается в том, что исключается любое вмешательство или воздействие на судей при разрешении им уголовных, гражданских, конституционным, арбитражным и иным делам.

Необходимо сказать, что существуют законодательно закрепленные гарантии независимости судей. Они закреплены в ст.

9 Закона «О статусе судей»: независимость судьи обеспечивается 1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; 2) запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; 3) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; 4) неприкосновенностью судьи; 5) системой органов судейского сообщества; 6) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу [4]. Такие гарантии призваны усиливать независимость судей, а также выявлять и предотвращать коррупцию в сфере правосудия.

Несмотря на то, что независимость судей является основным принципом осуществления правосудия, обеспечивается рядом вышеперечисленных гарантий, на практике существуют некоторые проблемы, спорные моменты при реализации данного принципа. Во-первых, это зависимость председателей судов и заместителей от главы государства.

Это связано с тем, что основная масса судей назначается главой государства – Президентом РФ.

Нельзя не согласиться с позицией о том, что нынешний порядок отбора судей и назначения их на должность не позволяет судебной системе быть самостоятельной, делает судебную власть производной от воли главы государства, приводит к излишней концентрации полномочий [5].

По большинству уголовных дел, а именно по делам о преступлениях против государственной власти (получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств и пр.

), судьи выносят решения не объективно, назначая более мягкое наказание, понимая, что вероятнее всего «объективное», законное процессуальное решение будет отменено вышестоящей инстанцией из-за высокого статуса и положения того или иного должностного лица, а судью привлекут к дисциплинарной ответственности вплоть до отстранения от должности. Это является наглядным примером того, что судьи зависимы не только от главы государства, но и от представительной власти.

Второй проблемой является материальное обеспечение судей. По мнению самих судей, в частности Г.Т. Ермошина и Н.А.

Петухова, не в полной мере сформирован механизм обеспечения судей жильем (жилье предоставляется как служебное, а не собственное); имеются недостатки при выплате страхового возмещения, медицинского обеспечения; стаж работы в иных правоохранительных органах (до судейская деятельность) не включается в стаж работы судьей [6].

Еще одна немаловажная проблема – это зависимость судьи от председателя суда. Председатель наделен полномочием распределения дел между судьями. Разумеется, председатель суда знает каждого судью и, следовательно, может использовать данное полномочие с целью повлиять на исход дела.

В свою очередь, судьи зависимы и материально: именно от воли председателя суда зависит, получит ли судья премии, надбавки. От председателя зависит и продвижение судьи по службе – именно они играют значительную роль в вопросах назначения на должность, повышения в должности и отстранение их от должности.

Однако с сентября 2019 года урезали «дисциплинарную власть» председателей: теперь они лишены полномочий в сфере привлечения судей к дисциплинарной ответственности, они не могут проверять жалобы на дисциплинарные нарушения судей и у них больше нет права «вето» по вопросам отбора кандидатов в судьи. Таким образом, предоставление широких полномочий председателям судов не совсем положительно может повлиять на независимую деятельность судей.

В заключение хотелось бы отметить, что вопросы усиления независимости судей требуют особого внимания и немедленного решения.

Деятельность судей требует исключения любого вмешательства при разрешении им судебных дел со стороны главы государства, исполнительной и законодательной ветвей власти, а также внутри судебной системы, чтобы обеспечить вынесение объективных и беспристрастных решений, эффективно защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина.

Источник: https://apni.ru/article/859-problema-nezavisimosti-sudej-v-rf

Независимость судей

Независимость судей означает что

Независимость судей

принцип гражданского процессуального права, в соответствии с которым при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону; любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

Источник: Правоведение. Учебно-методический комплекс

Независимость судей

конституционный принцип правосудия в демократических государствах, означающий, что судьи, народные заседатели, присяжные заседатели разрешают судебные дела на основе закона, в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них. В соответствии со ст. 120Конституции РФ 1993 г. судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Независимость судей

конституционный принцип гражданского процессуального права, в соответствии с которым при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

Источник: Большой юридический словарь

Независимость судей

принцип гражданского процесса, согласно которому запрещается любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ст. 5 ФЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»; ст. 8 ГПК РФ).

См. Судьи.

Источник: Толковый словарь гражданского процесса.

Независимость судей

гарантируемая Конституцией РФ (ст. 120) и другими законами возможность принимать ответственные решения при осуществлении правосудия на основании предписаний закона по внутреннему убеждению без какого бы то ни было давления, вмешательства или иного воздействия извне. Н. с. – одна из коренных основ судебной власти. Она обеспечивается с помощью многих средств. В частности, предусмотренной федеральным законом процедурой разбирательства судебных дел; запретом под угрозой ответственности, вплоть до уголовной, вмешиваться в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; мерами по достаточному обеспечению материальных и социальных потребностей судьи. Гарантии Н. с. распространяются и на заседателей (народных, присяжных и арбитражных) в период исполнения ими своих обязанностей по участию в разбирательстве гражданских и уголовных дел.(К. Г.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЬИ

элемент статуса судьи и конституционный принцип организации судебной власти, в соответствии с которым судья при осуществлении правосудия независим, подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Конкретные гарантии Н.с. закреплены в Законе РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации” (с изм. и доп.). К ним отнесены: а) установленная законом процедура осуществления правосудия, исключающая постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только члены данного состава суда); б) преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности; г) установленный законом специальный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; д) право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста; е) предоставление судье из государственного бюджета материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; ж) особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества. (В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Независимость судей

один из основополагающих конституционных принципов судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Согласно Конституции РФ, Федеральному конституционному закону «О судебной системе в Российской Федерации» 1996 и процессуальным кодексам Н.с. неразрывно связана с самостоятельностью судов, осуществлением ими судебной власти, правосудия.

Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону, которые закрепляют гарантии их независимости. В РФ не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, Н.с.

Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом (УК РФ, ст. 294). Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. Н.с.

и подчинение их только закону проявляется, в частности, в праве суда, установившего при рассмотрении дела несоответствие акта (как нормативного, так и ненормативного) государственного или иного органа, а равно акта должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В то же время принцип Н.с. предполагает обязанность судей точно соблюдать при разбирательстве дела порядок, установленный процессуальными законами, а принимая решение, руководствоваться только законом, иными правовыми актами и установленными в судебном заседании фактами и обстоятельствами (материалами дела). Т.Е. Абова

Источник: Юридическая энциклопедия

Независимость судей

состоит в том, что при вынесении советским судом приговоров и решений судьи руководствуются только законом и свободны от посторонних влияний. Никто не вправе указывать судьям, как решать конкретные уголовные или гражданские дела, и оказывать на них какое бы то ни было давление. Это требование относится также и к вышестоящим судам или к органам управления юстиции, которые также не вправе давать судам указания о том, как должно быть решено какое-либо конкретное дело. Согласно ст. 421 УПК, в определениях, выносимых судом, проверяющим законность и обоснованность приговора, в случае отмены пр-иговора надлежит указывать, какие нарушения закона были допущены судом первой инстанции. Однако в них не могут содержаться указания, как именно это дело должно быть разрешено при вторичном его рассмотрении. Согласно ст. 248 ГПК, в определении суда высшей инстанции могут содержаться указания только на те соображения, по которым отменено решение или определение суда первой инстанции, каковые, однако, обязательны для суда, пересматривающего дело. Непременным условием правильного применения судьями законов, выражающих волю советского общества, при отправлении правосудия является их социалистическое правосознание и внутреннее убеждение, основанные на правильном понимании политики Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства и преданности социалистической Родине. Принцип Н. с. выражен в ст. 112 Конституции СССР: «Судьи независимы и подчиняются только закону». Н. с. в советском уголовном процессе обеспечивается выборностью всех звеньев судов. Закон устанавливает гарантию Н. с, а именно: освобождение судей от занимаемой ими должности и народных заседателей от их обязанностей допускается не иначе, как по отзыву избирателей, или же в силу состоявшегося о них приговора суда (ст. 17 Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик). Исходя из принципа Н. с., закон устанавливает особый порядок привлечения к уголовной ответственности судей. Согласно ст. 18 Закона о судоустройстве, возбуждение против судей уголовного преследования, отстранение их в связи с этим от должности и предание суду производится в отношении народных судей, членов краевых, областных, окружных судов, судов автономных областей, членов верховных судов союзных и автономных республик – по постановлению прокурора союзной республики с санкции Президиума Верховного Совета союзной республики, а в отношении членов Верховного Суда СССР и специальных судов СССР, т. е. военных трибуналов и линейных судов железнодорожного и водного транспорта, – по постановлению Генерального Прокурора СССР с санкции Президиума Верховного Совета СССР. Установлен особый порядок дисциплинарной ответственности судей (см.), что наряду с особым порядком их привлечения к уголовной ответственности также является гарантией Н. с. Принцип Н. с. обеспечивается и тем, что суд не ограничен теми доказательствами, которые представили стороны: он сам по собственной инициативе может потребовать доказательства. Исследование всех доказательств суд производит непосредственно в судебном заседании, и он не связан тем, что эти доказательства уже проверялись до суда. Важнейшим условием, обеспечивающим независимость судей, является оценка доказательств по внутреннему убеждению судей. Суд учитывает мнение сторон о доказательствах, но окончательную оценку он дает самостоятельно. Н. с. обеспечивается также тем, что судьи свободны в своем решении о выборе меры наказания, они учитывают предложения сторон, но решают вопрос о мерах наказания, исходя из закона и по своему внутреннему убеждению. К гарантиям Н. с. относится тайна совещательной комнаты, суть которой состоит в том, что во время вынесения приговора и решения в комнате, где происходит совещание, никто не может находиться, кроме состава суда, рассматривающего данное дело. Н. с. в буржуазном обществе, провозглашенная в эпоху французской революции под влиянием идей Монтескье, Руссо (французские просветители), представляет собой фикцию. В действительности буржуазные судьи, как правило, не избираемые, а назначаемые правительствами, целиком и полностью зависимы в своей деятельности от них. Положения не меняет и т. н. несменяемость судей (см.), которой буржуазные теории обосновывают Н. с., ибо «несменяемость» судей, доказавших преданность тем кругам, благодаря которым они заняли свои посты, обеспечивает интересы буржуазии, требующие, чтобы суд безотказно выполнял свою роль – быть орудием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы буржуазии. В эпоху обострения общего кризиса капитализма, когда суд все более становится органом прямой, неприкрытой террористической расправы со всеми демократическими и прогрессивными силами общества, фиктивность Н. с. все более разоблачается в глазах трудящихся (см. Суд буржуазный).

Источник: Советский юридический словарь

Источник: https://determiner.ru/termin/nezavisimost-sudei.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.