Обжалование определения об отказе

Обжалование определений суда

Обжалование определения об отказе

Обжалование определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, производится путем подачи жалоб в суд апелляционной  инстанции.

Срок обжалования определения по гражданским делам составляет 15 дней с момента вынесения определения. При обжаловании определений составляется жалоба, которая называется частной.

Частная жалоба может быть подана на определения мировых судей, на определения районного и других вышестоящих судов, рассмотревших дело по первой инстанции.

Условия обжалования определений суда

В Гражданском процессуальном кодексе РФ специально указано, какие определения суда подлежат обжалованию. Это определения:

  • о судебных расходах
  • об обеспечении иска
  • о приостановлении производства по делу
  • о восстановлении пропущенного процессуального срока
  • об отказе в принятии заявления
  • о возвращении заявления
  • об оставлении искового заявления без движения
  • о внесении исправлений в решение суда
  • об отказе в принятии дополнительного решения суда
  • о разъяснении решения суда
  • о приостановлении, прекращении производства по делу
  • об оставлении заявления без рассмотрения
  • об оставлении апелляционной жалобы без движения

Обжалуются также определения суда первой инстанции, которое препятствует дальнейшему движению дела. На остальные определения жалобы не подаются. В случае несогласия с действиями суда заявитель может обжаловать это судебное постановление, включив свои доводы в апелляционную жалобу на решение по делу.

Лица, участвующие в деле, вправе представить письменные возражения на частную жалобу. Обжалование происходит в порядке, который установлен для апелляционных жалоб.

Порядок обжалования определений суда первой инстанции

Жалоба на определение суда первой инстанции подается в письменном виде. Требования частной жалобы аналогичны требованиям к апелляционной жалобе. При подаче жалобы в тексте необходимо указать:

  • наименование суда апелляционной инстанции, куда адресуется жалоба
  • наименование лица, подающего жалобу, его место жительства
  • реквизиты обжалованного определения суда первой инстанции
  • требования заявителя, основания для отмены

При обжаловании необходимо конкретно указать, с чем не согласен заявитель, в чем заключается нарушение его прав, как, по мнению заявителя, суд должен был разрешить вопрос по существу. К частной жалобе прилагаются ее копии по числу лиц, участвующих в деле.

Государственная пошлина в этом случае не оплачивается.

При составлении жалобы необходимо воспользоваться образцом:

https://vseiski.ru/chastnaya-zhaloba-na-opredelenie-suda.html

Частная жалоба может быть оставлена судом без движения, возвращена заявителю. Определения суда, вынесенные при решении вопроса о принятии жалобы (например, об оставлении жалобы без движения, о возврате жалобы), могут быть обжалованы самостоятельно.

Срок обжалования определения суда

Срок обжалования всех определений суда первой инстанции составляет 15 дней. Срок рассчитывается с момента его вынесения, который указан в самом документе. Нельзя считать срок обжалования с даты получения, это противоречит закону. При расчете срока следует руководствоваться статьей 108 ГПК РФ.

Так, срок обжалования начинает течь на следующий день после вынесения судебного постановления, оканчивается в последний рабочий день 15-дневного срока. Для примера возьмем, что определение суда вынесено 9 сентября 2016 года.

Тогда срок обжалования начнет течь с 10 сентября, а окончится через 15 дней — 24 сентября. поскольку 24 сентября 2016 года  — это суббота, то последний день обжалования переносится на понедельник 26 сентября.

Если жалоба на определение не будет подана до 24 часов этого дня, то срок считается пропущенным. На следующий день определение суда вступает в законную силу.

На течение срока обжалования не влияет, что вы не знали о вынесении суда, что получили его поздно, как и другие уважительные причины. Этот срок нельзя продлить и исчислять по другому. Однако, при пропуске срока по уважительным причинам, можно просить восстановить срок обжалования определения суда первой инстанции.

Подробнее про восстановление срока обжалования определений читайте: 

Восстановление процессуального срока

Рассмотрение жалоб на определение суда

Жалобы на определения рассматриваются судом второй инстанции без извещения участников дела, исключение составляют случаи обжалования определений суда о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения.

Срок рассмотрения такой жалобы аналогичен общему сроку рассмотрения дел в апелляционной инстанции. В результате рассмотрения выносится апелляционное определение.

Источник: https://vseiski.ru/obzhalovanie-opredelenij-suda

Возможность обжалования отказных определений ВАС РФ

Обжалование определения об отказе

Действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ), а точнее глава 36 АПК РФ, предусматривает возможность пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, а также устанавливает порядок такого пересмотра.

Однако на сегодняшний день такой способ защиты нарушенных прав представляется малоэффективным, и вот по каким причинам.

Статьёй 299 АПК РФ предусмотрено, что заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле.

При рассмотрении заявления арбитражный суд определяет, имеются ли основания для пересмотра оспариваемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в заявлении, а также из содержания оспариваемого судебного акта, и только в редких случаях судьи знакомятся с материалами самого дела.

Дело направляется в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, то есть фактически рассматривается, только в случае, если судьи, рассматривающие заявление, установят наличие оснований для пересмотра судебных актов, которые перечислены в статье 304 АПК РФ. В противном случае суд выносит определение об отказе в передаче дела для пересмотра судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Обжалование определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, равно как и повторное обращение того же лица по тем же основаниям с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора действующим законодательством не допускаются.

В результате возникает ситуация, при которой, во-первых, создаются существенные препятствия для выполнения Высшим Арбитражным Судом РФ своих функций как высшего судебного органа по разрешению споров, подведомственных арбитражным судам, а, во-вторых, существенно ограничивается право лиц, участвующих в деле, на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав, так как они фактически лишаются возможности обратиться за защитой своих прав в высший судебный орган, которым является Высший Арбитражный Суд РФ в лице Президиума. Ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время подавляющее большинство надзорных жалоб (представлений) возвращаются без передачи в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ с формулировкой «отсутствуют предусмотренные статьёй 304 АПК РФ основания для пересмотра судебных актов в порядке надзора».

Я ни в коем случае не оспариваю тот факт, что судебные акты Высшего Арбитражного Суда РФ, вынесенные им в порядке надзорного производства, должны быть окончательными и неоспоримыми, так как Высший Арбитражный Суд РФ – это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Однако таким свойством должны обладать не любые судебные акты, а только лишь судебные акты Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, вынесенные им по результатам рассмотрения надзорной жалобы (представления) в судебном заседании, в котором лица, участвующие в деле, имеют возможность участвовать.

С учётом того, что основания для передачи дела в Презуидиум ВАС РФ одновременно являются и основаниям для пересмотра судебных актов самим Президиумом ВАС РФ, коллегия судей, рассматривая заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора и решая вопрос о том, следует ли передавать дело на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, фактически устанавливает, имеются ли предусмотренные законом основания для пересмотра судебных актов в порядке надзора, то есть исполняет функции, которые законом возложены на Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Приведённые обстоятельства ставят под сомнение правильность и целесообразность существующего порядка надзорного производства, при котором либо полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ реализуются судьями, не входящими в Президиум, либо один и тот же вопрос дважды разрешается одним и тем же судом.

Следовательно, на мой взгляд, законодательством должна быть предусмотрена возможность оспаривать определения Высшего Арбитражного Суда РФ об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, так как такие определения препятствуют дальнейшему движению дела и фактически ограничивают лицу, обратившемуся с надзорной жалобой (представлением), доступ к правосудию, лишая его возможности передать свой спор на рассмотрение наиболее квалифицированных, опытных и авторитетных судей в Российской Федерации.

Понятно, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ чисто технически не имеет возможности рассматривать все заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора, поступающие в Высший Арбитражный Суд РФ, в силу отсутствия необходимого для этого количества судей и времени.

Но данную проблему можно решить, предусмотрев порядок, аналогичный тому, который установлен статьёй 291 АПК РФ для обжалования определений арбитражного суда кассационной инстанции в этот же суд.

Такие жалобы рассматриваются коллегией судей соответствующего суда в ином судебном составе.

Аналогичное правило можно было бы ввести и для обжалования определений Высшего Арбитражного Суда РФ об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

В таком случае одинаковое решение двух разных коллегий судей Высшего Арбитражного Суда РФ по одному и тому же вопросу можно было бы по авторитетности приравнять к решению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Кроме того, такой порядок позволил бы обеспечить максимальную объективность и беспристрастность при рассмотрении заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

С учётом того, что в настоящее время в Российской Федерации полным ходом идёт судебная реформа, в результате которой должно произойти объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в ходе данной реформы у законодателя имеются все возможности воплотить изложенные в настоящей статье предложения в жизнь.

Высший Арбитражный Суд РФ в результате реформы прекратит своё существование, а его полномочия будут переданы Верховному Суду РФ, в составе которого будет, судя по всему, образовано специальное подразделение, по аналогии с военной коллегией Верховного Суда РФ.

Следовательно, в Арбитражный процессуальный кодекс РФ будут вноситься изменения относительно порядка надзорного производства, и в числе данных изменений можно предусмотреть, что определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (после реформы, видимо, в Президиум Верховного Суда РФ) может быть обжаловано лицом, обратившимся с соответствующим заявлением. Такая жалоба должна подаваться в тот же суд, который вынес оспариваемое определение (то есть в Верховный Суд РФ), но рассматриваться другим составом судей.

Указанный порядок обеспечит максимально объективное и беспристрастное рассмотрение дел судом надзорной инстанции, и, как следствие, обеспечит наиболее полную реализацию права на судебную защиту, закреплённого в статье 46 Конституции Российской Федерации.

Источник: https://zakon.ru/blog/2014/2/12/vozmozhnost_obzhalovaniya_otkaznyx_opredelenij_vas_rf

Алгоритм действий при обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30 КоАП РФ), Комментарий, разъяснение, статья от 19 декабря 2016 года

Обжалование определения об отказе

1. Что можнообжаловать?

Исходя из ст.30.1,30.9,30.10,30.

12КоАП РФ можно обжаловать:

1) Постановления по делуоб административном правонарушении, не вступившие в законнуюсилу;

2) Постановления по делуоб административном правонарушении, вступившие в законную силу;

3) Последующие решения пожалобе на постановление по делу об административномправонарушении;

4) Определение об отказев возбуждении дела об административном правонарушении.

2. Кто имеет право наобжалование постановления по делам об административномправонарушении, не вступившего в законную силу?

Правом на обжалованиеобладают лица, указанные в ст.30.1КоАП РФ, а именно:

1) Лицо, в отношениикоторого ведется производство по делу об административномправонарушении (ст.25.1КоАП РФ);

2) Потерпевший (ст.

25.2КоАП РФ);

3) Законные представителифизического лица и юридического лица (ст.25.3-25.4КоАП РФ);

4) Защитник ипредставитель (ст.25.5КоАП РФ);

5) Уполномоченный приПрезиденте РФ по защите прав предпринимателей (ст.25.5.1КоАП РФ).

2.1.

Обладает липрокурор правом принесения протеста на постановление по делам обадминистративном правонарушении (ПДАП)?

Да, в соответствии сост.30.

10КоАП РФ прокурор вправе приносить протесты на:

1) Не вступившее иливступившие в законную силу постановление по делу обадминистративном правонарушении;

2) И (или) последующиерешения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление

2.2.

Обладает ли лицо,уполномоченное законом составлять протокол об административномправонарушении, правом на обжалование постановления (ПДАП),вынесенного судьей?

Да, согласно ч.1.1ст.30.1 КоАП РФ такое лицо вправе обжаловать ПДАП, вынесенноесудьей, в вышестоящий суд. Но это право касается толькопостановлений, не вступивших в законную силу.

Если постановлениеуже вступило в законную силу, то подобное право у такого лицаотсутствует (ст.30.12КоАП РФ).

3. Куда обжалуютсяпостановления по делам об административном правонарушении, невступившие в законную силу?

Все зависит от лица илиоргана, которым вынесено постановление (ст.30.

1КоАП РФ):

Судьей – в вышестоящийсуд (например, мировой судья вынес постановление, обжалованиеосуществляется в районный суд);

Коллегиальным органом – врайонный суд по месту нахождения коллегиального органа;

Должностным лицом -вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган либо врайонный суд по месту рассмотрения дела (военнослужащие – вгарнизонный военный суд). То есть в данном случае предоставленоправо выбора, куда подавать жалобу.

Важно!В п.3 ч.1ст.30.1 КоАП РФ предусмотрен именно альтернативный путьобжалования постановления (ПДАП), вынесенного должностным лицом;мнение о том, что для обжалования постановления (ПДАП) необходимосначала обратиться с жалобой к вышестоящему лицу и в вышестоящийорган, а только потом в суд, – ошибочен. Жалобу можно направлять повыбору или сразу в суд, или в вышестоящий орган/вышестоящему лицу(см., например, Определение Московского городского суда от16.11.2016 по делу N 7-14132/2016).
СудебнаяпрактикаТерриториальная подсудность дел по жалобам на постановления поделам об административных правонарушениях, вынесенные должностнымилицами, определяется исходя из территории, на которуюраспространяется юрисдикция должностных лиц, а не из местарасположения органа, от имени которого должностным лицом составленпротокол или вынесено постановление по делу об административномправонарушении. То есть в таких ситуациях территориальнаяподсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам обадминистративных правонарушениях должна определяться местомсовершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующегооргана (п.30Постановления ВС РФ N 5).

Постановление (ПДАП),вынесенное иным органом, созданным в соответствии с закономсубъекта Российской Федерации, – в районный суд по местурассмотрения дела;

Внимание!Если жалоба на постановление по делу об административномправонарушении подана одновременно и в суд, и в вышестоящий органили вышестоящему должностному лицу, то согласно ч.2ст.30.1 КоАП РФ жалоба рассматривается судом.

3.1.

Когда дело обоспаривании решения административного органа подведомственноарбитражному суду, а когда суду общей юрисдикции?

Постановление по делу обадминистративном правонарушении, связанном с осуществлениемпредпринимательской или иной экономической деятельностиюридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, обжалуется варбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальнымзаконодательством, а именно в порядке, установленном § 2 гл.25АПК РФ. К сожалению, на практике нет четкого понимания, какиевсе-таки дела подведомственны арбитражным, а какие судам общейюрисдикции.

Частично ответ на вопросо том, какие дела подведомственны будут судам общей юрисдикции, данв п.33Постановления ВС РФ N 5, а также в ответе на вопрос 10 РазделаVI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1(2014).

Всуд общей юрисдикции обжалуются постановления и решения поделам об административном правонарушении, если объективная сторонаправонарушения направлена на нарушение или невыполнение нормзаконодательства в сфере:

а)санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

б) в области охраныокружающей среды и природопользования;

в) безопасности дорожногодвижения;

г) пожарнойбезопасности;

д) законодательства отруде и охране труда.

Схема 1.Обжалование постановления по делу об административномправонарушении

4. В какой срокобжалуется не вступившие в законную силу постановление(ПДАП)?

Согласно ч.1ст.30.

3 КоАП РФ, по общему правилу, срок на обжалование -десять суток со дня вручения или получения копии постановления.Аналогичный срок закреплен и в ч.2ст.208 АПК РФ.

Для дел, указанных вч.3ст.30.

3 КоАП РФ, (связаны с избирательным процессом) – пятьдней со дня вручения или получения копии постановления.

Внимание!В последнее время в делах об обжаловании суды применяют по аналогииположения п.1 ст.165.1ГК РФ о юридически значимых сообщениях, а именно положение отом, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если онопоступило лицу, которому оно направлено (адресату), но пообстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресатне ознакомился с ним.Например, уклонение от получения корреспонденции или халатноеотношение к получению и обработке корреспонденции приведет к тому,что постановление по делу об административном правонарушении судпосчитает врученным привлеченному к ответственности лицу вустановленные законом сроки (Постановление Четвертого арбитражногоапелляционного суда от 01.06.2016 N 04АП-2137/2016 по делу NА19-619/2015)

5. Может ли бытьвосстановлен срок на обжалование постановления (ПДАП)?

Да, такой срок согласноч.2ст.30.3 КоАП РФ может быть восстановлен по ходатайству лица,подавшего жалобу.

Такое ходатайство можеткак содержаться в тексте жалобы, так и подаваться в виде отдельногодокумента, как следует из смысла ч.2ст.30.3 КоАП РФ.

Входатайстве или в части жалобы, содержащей ходатайство, должносодержаться:

а) указание на причины,которые послужили причиной пропуска срока;

б) просьба восстановитьсрок.

Ходатайстворассматривается судьей или должностным лицом, правомочнымрассматривать жалобу. Ходатайство рассматривается в порядкегл.

30КоАП РФ с обязательным извещением лица, которое подаетходатайство.

Судебнаяпрактика

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420388427

Апелляционное обжалование отказов в ходатайствах об оставлении и прочих | ДОМОВОЙ (жилищные права и не только)

Обжалование определения об отказе

1

Существует очень важное положение:  ОТКАЗЫ в  удовлетворении ходатайств о прекращении дела, об оставлении без рассмотрения  или о приостановлении МОГУТ БЫТЬ ОБЖАЛОВАНЫ в АПЕЛЛЯЦИОННОМ ПОРЯДКЕ

 Это положение закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 “О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству”. Читаем внимательно (там негативная форма с исключениями) 

34.

Определение о проведении подготовки к судебному разбирательству и другие определения, вынесенные в связи с подготовкой, обжалованию не подлежат, поскольку не исключают возможность дальнейшего движения дела, за исключением определений об обеспечении иска, об отказе в обеспечении доказательств, о приостановлении, прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения (статьи 65, 145, часть 5 статьи 152 ГПК РФ).

Если перевести эту тяжеловесную конструкцию на русский язык, то получается, что можно подавать Частные жалобы на определения

– о прекращении производства по делу (ст. 220 ГПК РФ),

– об оставлении заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ)

– о приостановлении производства по делу (ст. 215 ГПК РФ)

2.

Для пояснения закона относительности, – насколько я помню, – была использована картинка: по крыше вагона, движущегося в одну сторону, бежит человек – в обратную. Нечто подобное можно наблюдать в случае подачи Частной жалобы в рамках 15 дней после вынесения Определения судьи об отказе в ее удовлетворении. А суть в том, что

ПОДАЧА ЧАСТНОЙ ЖАЛОБЫ не ведет к прерыванию процесса

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 “О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции” для определения нашей стратегии есть еще более важный пункт

45. При подаче частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, которым производство по делу не завершено, а само дело еще не разрешено по существу в суде первой инстанции (например, на определения об обеспечении иска, об отказе в обеспечении доказательств и т.п.), в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.

1 ГПК РФ) в суд апелляционной инстанции может быть направлен вместе с описью всех имеющихся в деле документов сформированный по частной жалобе, представлению прокурора материал, состоящий из оригинала частной жалобы или представления прокурора и обжалуемого определения суда первой инстанции, а также из заверенных судом первой инстанции необходимых для их рассмотрения копий документов.

После рассмотрения частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции сформированный по частной жалобе, представлению прокурора материал приобщается к соответствующему гражданскому делу.

Это значит, что наши Частные жалобы, поданные на Определения судьи об отказе в удовлетворении наших многочисленных ходатайств о

– прекращении производства по делу (ст. 220 ГПК РФ),

– оставлении заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ)

– приостановлении производства по делу (ст. 215 ГПК РФ),

будут направлены судьей в вышестоящую инстанцию в виде специально сформированного материала.

3

А теперь порассуждаем о самочувствии судьи при получении Частной жалобы. Первое, что приходит на ум – ОТКАЗАТЬ в ПРИНЯТИИ Частной жалобы…

А на каком основании? А ни на каком – просто указывается измышление: НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ЗАКОНОМ.

В этом случае при вынесении Определения о возврате жалобы судья вынужден указать, что при несогласии заявитель вправе подать Частную жалобу на это Определение.

Так что все складывается прекрасно – а в Частной жалобе на возврат отметим:

Принимая Определение о возврате, Мировой судья сослался на недопустимость принесения Частных жалоб на определения суда при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, однако в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 “О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству” постановлено прямо обратное

34.

Определение о проведении подготовки к судебному разбирательству и другие определения, вынесенные в связи с подготовкой, обжалованию не подлежат, поскольку не исключают возможность дальнейшего движения дела, за исключением определений об обеспечении иска, об отказе в обеспечении доказательств, о приостановлении, прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения (статьи 65, 145, часть 5 статьи 152 ГПК РФ). 

Содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам применения законодательства основаны на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны.

Они представляют собой своеобразную форму судебного прецедента и являются ориентиром, подлежащим учету в целях вынесения судьями законных и обоснованных приговоров, решений, определений и постановлений.

 На основании изложенного, рукoводствуясь ст. 331 ГПК РФ, ПРОШУ

    • отменить Определение мирового судьи  от &&& о возврате заявителю Частной жалобы на отказ в удовлетворении Ходатайства об оставлении дела без рассмотрении;
    • принять Апелляционное определение об оставлении дела без рассмотрения;
    • в адрес мирового судьи  вынести частное определение.

Таким образом, не та , так другая Частная жалоба все равно попадет в вышестоящую инстанцию

Источник: https://maxpark.com/community/6283/content/6507465

Срок и порядок обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела согласно 148 статье УПК РФ

Обжалование определения об отказе

Жалоба на постановление об отказе в возбуждении дела представляет собой процессуальный документ, направленный на защиту интересов участников проверочных мероприятий и предварительного расследования. Причиной такого обжалования постановления в отказе в возбуждении уголовного дела может служить несоблюдение правоохранителем тех правил, что подробно обозначены в уголовно-процессуальном законе.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Отказ в возбуждении дела

Поступление сообщения о преступлении рассматривается как начальный этап расследования и проверочных мероприятий.

Не каждое общественно опасное посягательство сразу же влечёт за собой начало производства по делу, поскольку правоохранители должны прежде проверить все факты и события, о которых им стало известно.

Именно указанные действия позволяют принять решение – возбуждать дело или нет.

https://www.youtube.com/watch?v=qF2O2fBUcE0

Основанием для возбуждения дела всегда выступает установление полноценного состава преступления. Отсутствие одного из объективных и субъективных признаков не допускает возбудить производство.

Прежде чем говорить об отказе правоохранителей возбудить дело, следует рассмотреть саму суть проверочных мероприятий. Следователи обязаны проверить поступившие к ним или же в дежурную часть полиции сообщения о преступлениях. Не каждое заявление будет содержать в себе состав деяния, соответственно, возбуждать дело будет нельзя.

Однако выделяют такие виды посягательств, при которых дело может возбуждаться сразу же после поступления сообщения. Например, поджог, как только будет установлена указанная причина пожара, независимо от того, есть подозреваемый или нет, побои, избиение, когда жертва указывает на виновного человека, убийство, изнасилование, вред здоровью и так далее.

С учётом характера посягательства и проведённых мероприятий по проверке сообщения о нём, правоохранитель в итоге принимает решение.

Возможны следующие варианты:

  1. Постановление о возбуждении дела. Соответственно, дознаватель принимает его к производству и начинает расследование.
  2. Передача сообщения сразу в суд или по подследственности, что не исключает дальнейшего возбуждения производства.
  3. Постановление об отказе в возбуждении производства по делу. Именно такое решение исключает дальнейшее расследование, о чём обязательно сообщается прокурору и руководству.

Любое решение при этом должно быть обосновано и раскрыто с отсылкой к конкретным нормам закона.

Отказ в возбуждении уголовного дела определяется непосредственно следователем или дознавателем, который принял в свою работу материалы. Делается это на основании изучения и исследования получаемых материалов, а регламентируется прежде всего ст.

148 в УПК РФ.

Подобное решение со стороны правоохранителей вызвано тем, что нет оснований для возбуждения дела, но нередко практика также показывает, что проверочных мероприятий было недостаточно для установления истины, что и создаёт брешь во всём деле.

Процедура отказа возбудить дело, то есть фактически осуществить аннулирование сообщения и материалы проверки, отправив их в архив, предусматривает работу двух подразделений правоохранительных структур:

  • дознание или следствие, где непосредственно исследуются все обстоятельства и требуется обосновать полученные выводы;
  • прокурор и руководитель следственного органа, который проверяет вынесенное постановление и в случае чего отменяет его.

При этом по факту законодатель никак не ограничивает возможность следователя несколько раз отказывать в возбуждении производства.

Проверка может длиться неопределённый промежуток времени, поскольку дознание и следствие, получая отмену на отказ в возбуждении дела, снова проводят проверку, устраняют обозначенные прокурором ошибки и снова прекращают расследование.

Длиться эта процедура будет, соответственно, пока стороны не придут к согласованию того или иного решение, то есть пока прокурорская проверка не придёт к выводу, что оснований для расследования нет, либо пока следователь не выявит новые факты, которые вынудят начать расследование.

Само постановление о прекращении работы также может стать причиной его отмены или обжалования со стороны участников процесса.

Поэтому к нему предъявляются требования, направленные на то, чтобы следствие полноценно отразило события преступления, причины по которым проступок не может рассматриваться, как общественно опасный, отсылки к законам, в том числе тем, что потенциально могли служить основой для квалификации деяния, но не могут применяться ввиду несоответствия признаков диспозиции фактическим событиям.

Обжалование отказа

Обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выступает одним из средств защиты интересов участников процесса проверочных мероприятий, на основании поступившего в органы дознания и следствия сообщения о преступлении. При этом чаще всего данный метод используется потерпевшими от преступников лицами.

Инициатива оспаривания и жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может исходить только от лица, чьи интересы были нарушены подобным процессуальным актом, что объясняется публичным порядком действий.

Последняя редакция Уголовно-процессуального кодекса подробно отражает порядок уведомления заинтересованных лиц при вынесении решения об отказе, что и позволяет им реализовать своё право на обжалование.

Все участники процесса (потерпевший, подозреваемый) должны быть уведомлены о принятом решении. Документ им так же, как и руководству, направляется не позднее двадцати четырёх часов после его вынесения.

Гражданам также важно понимать, что можно сделать, если документ получен не был, поскольку наличие на руках акта даёт все основания для реализации права направления жалобы

Возможно несколько вариантов действий:

  1. Осуществление звонка в дежурную часть или следственный орган, куда было передано сообщение о преступление. Гражданину обязаны дать разъяснение о том, в какой стадии находится проверка и, если было отказано в возбуждении производства, обеспечить направление уведомления об этом.
  2. Лично посетить уполномоченного сотрудника, в работе которого находится заявление, и получить постановление самостоятельно.
  3. Направить жалобу в прокуратуру на то, что сотрудник полиции отказывается выдать документ. Нередко такое происходит ввиду отсылки следователя или дознавателя на то, что документ уже направлен, просто тот пока не попал к адресату.

Распространённым считается вариант личного посещения того должностного лица, которое ведёт проверку. Сведения о сотруднике можно также узнать в отделе полиции.

Если постановление было получено, но итог не устраивает гражданина, то далее реализуется право на обжалование, при котором важно определить, куда следует обращаться.

Здесь возможно несколько вариантов:

  • начальник правоохранительного органа, принявшего сообщение о преступлении, который будет обязан на основании жалобы проверить работу сотрудников;
  • прокуратура, обладающая широким кругом полномочий, позволяющим координировать дальнейший ход проверки;
  • суд, предусматривающий в процессе судопроизводства вынесение определения, которое будет направлено на отмену постановления и установление обязанности правоохранителей, устранить все выявленные нарушения.

Действенным считается вариант с обращением к судебным органам, поскольку определения по итогу рассматривания жалобы, будет носить высшую юридическую силу, а неисполнение решения судьи повлечёт за собой меры ответственности.

Также для граждан существует несколько способов подачи жалобы. Необязательным считается личное обращение, допустимы и иные варианты:

  1. Привлечение представителя с предъявлением документа, подтверждающим право лица на совершение данных процессуальных действий (юристы, адвокаты, законные представители несовершеннолетних и так далее).
  2. Использование почтовых услуг. Допускается также без личного участия просто направить жалобу и ждать ответа о дальнейшей судьбе заявления.

Если обращение осуществляется в суд, то чаще всего применяется почтовый вариант, когда речь идёт о прокуроре или руководстве следственного органа, то граждане предпочитают согласно практике личное посещение.

Условия подачи жалобы

Реализация обжалования процессуальных актов со стороны следствия отличается от процедуры, предполагающей апелляционное оспаривание решения суда. Эти институты схожи по своей сути, но различны по условиям и принципам реализации. Определяются иные сроки обжалования постановления в отказе в возбуждении уголовного дела, составление заявления и характер обращения.

Заинтересованное лицо может написать заявление и оспорить постановление до истечения срока давности уголовного преследования, который определяется с учётом тяжести совершённого деяния (минимум два года, максимум пятнадцать лет).

Различие органов, рассматривавших обращения граждан, формирует и отличные друг от друга группы условий направления такого обращения. Первая группа условий относится к направлению заявления в такую структуру, как прокуратура.

https://www.youtube.com/watch?v=1CxzIcMYmG4

Предусмотрены следующие аспекты:

  • порядок рассмотрения обращения прокурором должен проходить исключительно в рамках статьи 124 УПК РФ;
  • период для рассмотрения здесь варьируется с трёх до десяти дней, с учётом характера и тяжести конкретного случая;
  • прокурор может контролировать работу следствия, давать поручения и назначать мероприятия проверки, но не имеет возможности самостоятельно возбуждать дело;
  • принять к рассмотрению заявление должны не позднее двух суток, после чего гражданин может получить информацию о том, кто координирует вопрос;
  • прокурор может внести представление руководству следствия или дознания, которые в последствие вынесут приказ или распоряжение о привлечении сотрудников органов к дисциплинарной ответственности за неположенные по службе действия, но об это лучше упоминать непосредственно в обращении;
  • направляется документ только в районную прокуратуру, обращение в областной орган следует осуществлять только в случае недовольства работой местной структуры.

Также по итогу рассмотрения уполномоченный орган обязан выдать копию решения, которую допустимо запросить самостоятельно или дождаться по почте.

Вторая группа условий предусмотрена на случай обращения непосредственно к помощи судов:

  1. Рассмотрение обращения может происходить только в районном суде (мировые судьи полномочиями оспаривания не наделены), который относится к территории осуществления деятельности конкретного правоохранительного органа.
  2. Нет необходимости сначала подавать заявление прокурору или руководителю следственного органа.
  3. Обращение может содержать в себе требования отменить не только первое постановление об отказе, но и все последующие. Кроме того, обжалованию допустимо подвергнуть и бездействия прокурора.
  4. Госпошлина за данный вариант оспаривания не платится. Указанные процессуальные действия бесплатные.
  5. При рассмотрении обязательно присутствует помощник прокурора, а сам процесс регламентируется статьёй 125 УПК РФ.
  6. Суду на исследование переданных сведений даётся пять дней, после чего должно быть вынесено определение.

Присутствие заявителя в процессе рассмотрения заявления не требуется. Заинтересованному лицу направляется копия решения суда. Изменения порядка действий можно свободно читать в правовой системе Консультант Плюс.

Составление заявления

Помимо представленных выше требований, заинтересованный субъект должен обращать внимание на содержание и структуру подаваемого документа при его оформлении. Обращение предусматривает полное отражение ситуации и сведений, которые позволят оценить дело и действия, совершённые следствием в ходе проверки.

Несоблюдение требований и пунктов при составлении заявления будет означать прекращение судом рассмотрения вопроса и возврат бумаги отправителю.

Итак, первый момент – содержание.

Информация может излагаться в свободной форме, но обязательно должна включать в себя ряд важных сведений:

  • наименование органа, куда подаётся документ;
  • сведения о заявителе, в частности, контактные данные для дальнейшей связи;
  • суть дела, причины, по которым гражданин решил, что действия должностного лица незаконные и требуют пересмотра;
  • доказательства и отсылки к материалам проверки для подтверждения собственной позиции;
  • отсылка к закону, позволяющему направлять такую жалобу;
  • сформулированная просьба пересмотреть решение следственного органа и отменить постановление.

Завершается документ обязательно датой и подписью заинтересованного лица или его представителя.

Ещё один важный момент – структура документа. Здесь предполагается формирование нескольких блоков отражения информации, которые и будут включать в себя указанные выше сведения.

Относят сюда следующее:

  1. Шапка. Здесь отражаются сведения об органе, рассматривающем обращение, и другой стороне процесса – заявителе, его представителе.
  2. Заголовок обращения, который должно точно отражать, на что подаётся жалоба.
  3. Основная часть. Именно здесь предусматривается полное отражение всех событий, фактов, причин и аргументов, имеющихся у гражданина в защиту своих интересов, криминальные характеристики преступления, суть обвинения. Изложение должно быть максимально подробным и раскрытым. При необходимости должны быть зафиксированы отсылки к документам или материалам, которые также можно приложить к заявлению.
  4. Заключительная часть. Здесь излагается само требование отменить ранее вынесенное решение, отправить дело на дополнительную проверку и даже привлечь конкретное должное лицо к дисциплинарной ответственности.

Если заявитель прилагает какие-либо документы, что необходимо в большинстве случаев, то отдельно также формируется приложение с перечислением всех предоставляемых бумаг. Образец документа можно скачать в любой правовой системе или обратиться в юридический центр за помощью.

Таким образом, такое рассматриваемое средство защиты интересов участников уголовного процесса, как жалоба на отказ от начала производства по уголовному делу, представляет собой документ, составляемый заинтересованным лицом или его представителем с обоснованием выявленных нарушений и фактов бездействия должностных лиц. В результате такого процесса суд или прокуратура будут обязаны проверить законность работы той или иной правоохранительной структуры и вынести соответствующее решение в интересах граждан.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/delo/zhaloba-na-postanovlenie-ob-otkaze

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.