Юрисдикция военных судов

Военные суды в России. Система и полномочия военных судов в РФ

Юрисдикция военных судов

Военный суд – это инстанция, которая вершит правосудие в уголовных, гражданских и административных делах, фигурантами в которых являются военнослужащие. В систему военных судов входят кассационный, апелляционный, окружные (флотские) и гарнизонные военные суды.

Чем занимаются военные суды?

Крымский гарнизонный военный суд.

Каждый год военными судами ведется и принимается решение по тысячам исковых производств. Их более 10 тысяч дел, они касаются деятельности органов военного управления. В частности, это касается исков, в которых оспариваются решения, а также действия или бездействие должностных лиц. Характерно, что удовлетворяется более 50% всех рассмотренных исков.

В середине второго квартала 2019 года Президиум ВС РФ утвердил обзор, который касался правоприменительной практики в военных судах. В ней указывались такие сведения:

  1. Общее количество дел, рассмотренных военными судами в первой инстанции – 34 тысяч, из них треть – административные;
  2. Действия органов военного управления (ВУ) оспаривалось в 8,5 тысяч случаев, из которых удовлетворено две пятых или чуть более 40% исков. В абсолютном значении это более 3,4 тысячи дел.

При этом наблюдается тенденция на ежегодное увеличение обращений в военные суды, которыми оспариваются решения органов ВУ. Например, годом ранее таких обращений было 8,9 тысяч. Разница между 2018 и 2017 составляет полторы тысячи исков.

Какие дела рассматривают военные суды?

Севастопольский гарнизонный военный суд.

Больше всего военнослужащих беспокоит защита жилищных прав.

В этой категории около 3500 исков, причем 39% или 1346 заявлений из них разрешены в пользу заявителей.

Если сравнивать предшествующий период, то таких обращений рассмотрено больше – около 4200 исков по данной категории, а удовлетворено до 47%, что в абсолютном значении превышает 1900 дел.

Вторыми по количеству поданных исков – это претензии относительно остальных видов довольствия. В 2018 году их было уже около 3 тысяч, хотя годом ранее не превышало 2400 исков. При этом военные суды чаще стали становится на сторону истцов, количество удовлетворенных заявлений в данной категории споров существенно вырос: почти с 1100 (46%) в 2017 году до 1700 или (58%) в 2018 году.

Третья категория споров касается досрочного расторжения контракта и увольнения с военной службы.

В отчетном периоде подано и рассмотрено до 2 тысяч исковых обращений, требования которых удовлетворено более, чем в каждом пятом случае (20% или более 400).

Здесь наблюдается тенденция к снижению, поскольку годом ранее было подано около 2200 исков, из которых более четверти удовлетворены. В абсолютном значении это 552 исковых требования.

В результате деятельности и рассмотрения указанных выше дел в военных судах сформировалась правоприменительная практика. Она касается следующих вопросов, которые связаны:

  1. С порядком прохождения военной службы и его нарушением;
  2. С недостаточным обеспечением военнослужащих разными видами довольствия, прежде всего денежными выплатами;
  3. С привлечением к ответственности материально-ответственных лиц, в том числе и через взыскание с них средств.

Полномочия военного суда на этом не заканчиваются. Они рассматривают широкий спектр исковых заявлений, которые подаются на органы ВУ, и не только.

Полный перечень тех задач и обязанностей, которые ложатся на эти учреждения, содержатся в положениях Закона о военных судах Российской Федерации.

Эти учреждения рассматривают дела, в которых фигурируют не только военнослужащие МО РФ, но и других структур: ФСБ, МЧС, Нацгвардии.

Изменения, которые произошли в 2019 году

Майкопский гарнизонный военный суд.

Вводимая судебная реформа касается и рассматриваемых судов. Выделяются самостоятельные звенья для ведения дел в апелляции и кассации, а некоторые из существующих упраздняются.

Это означает, что текущая система претерпит изменений. На данный момент действует военных судов:

  1. Окружных (флотских) – 12;
  2. Гарнизонных – 107, включая 5, которые осуществляют правосудие за пределами страны.

Наивысшая инстанция действует в составе ВС РФ – Судебная коллегия по делам военнослужащих. Создан апелляционный военный суд, который заменил 3-й окружной военный, открыт на его базе. Место его дислокации – Власиха в Московской области.

Кассационная инстанция образована вместо Западносибирского окружного военного суда. Место дислокации – в Новосибирске.

Соответственно, апелляционный военный суд по отношению к окружным стал вышестоящей инстанции. Он рассматривает жалобы на их решения, а также дела по вновь открывшимся обстоятельства. Кассационные жалобы рассматривает учреждение в Новосибирске.

Некоторые другие окружные суды объединили в один. Это касается Приволжского и Уральского учреждений, расположенных в Самаре и Екатеринбурге соответственно. Вместо них создан Центральный окружной военный суд, место дислокации – Екатеринбург. Его юрисдикция еще уточняется.

Несмотря на изменения, компетенция военных судов не меняется. Они по-прежнему рассматривают дела с участием военнослужащих. А введение апелляционного и кассационного суда призвано упростить обжалование решений окружных судов.

Военный суд: особенности судопроизводства.

Источник: https://ekspertizy.org/blog/sistema-voennyh-sudov-v-rf/

Военные суды в РФ, их подведомственность, структура

Юрисдикция военных судов

ФКЗ «О военных судах»

Военные суды в РФ являются федеральными судами общей юрисдикции. Создаются по территориальному принципу в районах дислокации воинских частей и тд – могут находиться даже за границей страны, если это предусмотрено международным договором РФ (Таджикистан, Армения).

Создаются и упраздняется ФЗ и не могут быть упразднены, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Число судей военных судов определяется ВС РФ в пределах общей численности федеральных судей общей юрисдикции, установленной ФЗ о фед бюджете.

Раньше средства на содержания этих судов выделялись за счёт Минобр, теперь из федерального бюджета. 4 военных округа.

Полномочия: правосудие и проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и лиц, приравненных к ним (жилищные и трудовые права).

Подведомственность военных судов:

Дела, подведомственные военным судам, определяются персональными свойствами лиц, защищающих свои права либо привлекающихся к ответственности:

-военнослужащие («О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе»)

Военнослужащий – гражданин РФ, проходящий военную службу в МВД, МЧС, ФСБ, службе внешней разведки, ФСО, в вооруженных силах РФ)

-Приравненные к ним лица (проходящие военные сборы, уволенные с военной службы)

-Связанные с военнослужащими лица (члены семей, работники воинских частей).

А также:

Ø При групповых преступления, если хотя бы один из подсудимых военнослужащий

Ø О нескольких преступлениях, если хотя бы одно подсудно ВС

Ø Преступления, совершённые во врем прохождения военной службы или сборов

Подведомственность дел военными судами: 1) гр. дела о защите нарушенных прав военнослужащих от действий органов военного управления, принятых ими решений

3) Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие

4) Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими

5) Дела о применении к военнослужащим дисциплинарного взыскания в виде дисуиплинарного ареста

Что касается военных судов, находящихся за пределами РФ, то по общему правилу лица, входящие в состав воинские лица должны нести угол.ответственность по законом государства, на территории которого они находятся (в местных судах), НО:

o Преступления в местах дислокации войск

o Преступления против РФ

o Преступления во время исполнения должностных обязанностей

o Воинские преступления ( УК: неисполнение приказа, нарушение уставных правил, самовластное оставление военной части и тд.)

Требования к судьям: («о статусе судей»)

· Предпочтение отдаётся военнослужащим, имеющим воинское звание офицера

· Положительное заключение ВККС

Категории дел, подлежащих к рассмотрению в военных судах :

Система военных судов включает три звена: Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

1. Основное звено – ГАРНИЗОННЫЕ ВОЕННЫЕ СУДЫ

1 инст.: все дела (уг., гражд., админ., дисц.) кроме тех, которые подсудны ВС среднего звена, и тех, которые могут быть принята на рассмотрение СК ВС РФ.

Апелляции и кассации нет.

ВОО: свои вступившие в силу решения (гражд.дела)

Состав: Председатель (назначается на должность Президентом по представлению Председателя ВС РФ, основанному на заключении ВККС), судьи, аппарат.

2. Среднее звено – ОКРУЖНЫЕ (ФЛОТСКИЕ) ВС

ФЗ “О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов”: 8 окружных судов, 2 флотских.

· В первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда УПК РФ и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в гарнизонном ВС.

· В апелляционной инстанции – дела по жалобам/представлениям на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вынесенных ими в первой инстанции.

· В кассационной инстанции – дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.

· Дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Состав: Председатель, его заместителей, других судей. Структурные подразделения – президиум, судебные коллегии и судебные составы.

3. Высшее звено – СК ПО ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, которая формируется в составе Председателя СК (он же заместитель Председателя ВС, назначается на должность Советом Федерации с на 6 лет по представлению Президента РФ основанном на представлении Председателя ВС при наличии положительного заключения ВККС) и судей этой коллегии.

· В 1 инстанции административные дела в соответствии с федеральным законом рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

· Апелляция: дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей, или в случаях, предусмотренных федеральным законом, судья единолично;

· Кассация: дела по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окр или флотских военных судов, вступившие в законную силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским, административным и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

Решения СКДВ могут быть обжалованы в Апелляционную коллегию и Президиум ВС РФ.



Источник: https://infopedia.su/15x20d5.html

Правоохранительные органы

Юрисдикция военных судов

Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т. е. подведомственных этим судам, предопределяется преимущественно персональными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или административной) по приговорам (постановлениям) этих судов.

Свойством (признаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица:

  • к военнослужащим;
  • к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы);
  • либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами (при определенных правовыми актами условиях — члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воинских частях или учреждениях).

Данное обстоятельство требует ясного представления о том, кого следует считать военнослужащими. понятия этой категории государственных служащих Закон о военных судах четко не раскрывает. Не раскрывается оно исчерпывающе и в других законодательных актах, регламентирующих судоустройство, привлечение к уголовной или административной ответственности, а равно разбирательство гражданских дел.

В настоящее время о нем можно судить по сказанному в двух законах — “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г. и “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г. В ч. 1—3 ст. 2 (“Военная служба. Военнослужащие”) последнего из них говорится: “1.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. 2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом…”.

В соответствии с этим Законом (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ существенно уточнил приведенное законодательное предписание. В своем постановлении “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” от 14 февраля 2000 г. (п.

1) он разъяснил: “Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих” граждане, проходящие военные сборы”.

В этом же пункте процитированного постановления Пленум Верховного Суда РФ привлек, кроме того, внимание к весьма важному положению, связанному с определением подведомственности военных судов, а именно положению, в соответствии с которым “лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются.

Данное разъяснение означает, что лицо, состоящее на службе, к примеру, в каком-то из органов Министерства внутренних дел РФ (кроме частей, соединений и других структур внутренних войск), органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний либо Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств или психотропных веществ (Госнаркоконтроля РФ), военнослужащим не является, хотя может иметь звание (специальное), весьма похожее на воинское звание (быть, скажем, генералом юстиции, полковником полиции, капитаном милиции). Поэтому дела о преступлениях, совершаемых ими, должны рассматриваться не в военных, а в гражданских судах общей юрисдикции.

С учетом приведенных законодательных предписаний и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и следует рассматривать сформулированные в ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5—8 ст. 31 УПК правила относительно того, какие конкретные категории дел подлежат рассмотрению в военных судах.

К первой из этих категорий дел (п. 1 ч. 1 ст.

7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст.

7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Об этом прямо сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону” от 27 апреля 1993 г. № 5.

Дела данной категории в связи с реформой военных судов, в ходе которой они все больше ориентируются на защиту прав и свобод военнослужащих, в последние годы стали занимать значительно возросший удельный вес в общей массе дел, рассматриваемых военными судами. При этом весьма примечательно то, что большинство жалоб военнослужащих на действия и решения военного командования признается судами обоснованными и удовлетворяется.

Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы, в период прохождения ими военной службы или военных сборов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Данная категория дел составляет основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода.

Но в военных судах подсудимыми могут быть не только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Иногда ими могут стать и лица, не связанные с несением военной службы.

Такое считается законным в случаях, когда речь идет:

  • о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим;
  • о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;
  • о преступлениях, совершенных во время прохождения военной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с военными сборами;
  • о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причиненного преступлениями. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Закон о военных судах (ч. 6 и 7 ст. 7) и УПК (ч. 2 ст. 29 и ст. 125) относит к ведению этих судов также принятие решений по вопросам, возникающим при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса.

Они, как и гражданские суды общей юрисдикции, уполномочены принимать решения, разрешающие военным органам расследования производство действий, влекущих ограничение конституционных прав и свобод граждан (заключение под стражу и продление его срока, обыски в жилых помещениях, арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест имущества и т. д.).

Им также предоставлены полномочия по проверке законности и обоснованности решений и действий военных прокуроров и органов расследования, которые они совершают в ходе раскрытия преступлений (к примеру, решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел, об их приостановлении или прекращении и др.)

Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. этих правил определено в УПК (ч. 8 ст. 31) и в международных договорах Российской Федерации, заключенных с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формирования.

Общее положение, лежащее в основе правил такого рода, состоит в признании того, что лица, входящие в состав российских воинских формирований (об этом понятии см.

ниже в данном параграфе учебника), должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование.

Соответственно, дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.

Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

  • преступления в местах дислокации российских воинских формирований;
  • преступления против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований;
  • воинские преступления (ст. 331—352 УК);
  • а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Дела о всех перечисленных преступлениях подсудны российским военным судам.

В качестве примера такого решения вопроса может послужить Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января 1997 г.).

В его ст.

3 предусмотрено, что “Российская Сторона осуществляет свою юрисдикцию в местах дислокации воинских формирований и, кроме того, вне пределов их дислокации в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований, при совершении ими противоправных деяний в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также в отношении Российской Федерации или ее граждан. На все остальные случаи распространяется юрисдикция Таджикистанской Стороны, применяется ее законодательство и действуют ее компетентные органы”.

При этом в ст. 1 Соглашения четко определяется понятие лица, входящего в состав воинских формирований. К лицам такого рода отнесены:

  • военнослужащие, проходящие службу в воинских формированиях;
  • гражданский персонал, работающий по найму в воинских формированиях;
  • лица, командированные в воинские формирования;
  • члены семей военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований (супруги, дети, родители, а также другие лица, проживающие совместно с ними и находящиеся на их иждивении).

Примерно таким же образом решены вопросы подсудности российским военным судам уголовных дел о преступлениях, совершаемых персоналом космодрома “Байконур” и членами их семей (см. ч. 2 п. 6.

12 Договора аренды комплекса “Байконур” между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, заключенного в Москве 10 декабря 1994 г. и вступившего в силу 25 сентября 1995 г.

), а также аналогичные вопросы, возникающие в условиях других государств СНГ.

К третьей категории дел, подведомственных военным судам, отнесены упоминавшиеся выше дела о любых подведомственных судам административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

Для характеристики подведомственности военных судов существенно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданские, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.

Источник: https://isfic.info/porg/juist39.htm

Система военных судов, их состав и компетенция

Юрисдикция военных судов

Нормативная основа: ст. 4 и 22 ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ» от 23.06.99 г., нормы процессуальных кодексов.

ВОЕННЫЕ СУДЫ

Эти суды являются федеральными судами общей юрисдикции, осуществляющими судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

Военные суды образуются по месту дислокации воинских частей и учреждений, и располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Военным судам подсудны следующие дела (общая подсудность дел):

1. уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие и лица, проходящие военные сборы, а также лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, если преступления были ими совершены в период прохождения службы или сборов;

2. дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы;

3. гражданские и административные дела по искам и жалобам военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы о нарушении их прав, свобод и законных интересов органами военного управления или воинскими должностными лицами;

4. заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки по делам, подсудным военным судам;

5. дела по жалобам на действия, бездействие и решения военных прокуроров, следователей и дознавателей по уголовным делам, расследуемым в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

6. дела о применении к военнослужащим дисциплинарного ареста за совершение грубых дисциплинарных проступков;

7. о заключении под стражу военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, а также о продлении сроков содержания под стражей;

8. об ограничении некоторых конституционных прав и свобод (на неприкосновенность жилища, тайну переписки, переговоров и сообщений) в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

Лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборывправеподать в военный суд иск или жалобу на действия, бездействие или решения органов военного управления или воинских должностных лиц, если нарушение их прав, свобод и законных интересов произошло в период прохождения службы или сборов.

Первым звеномявляютсягарнизонные военные суды.

Состав: председатель суда, его заместители, судьи.

Компетенция:

1) по 1-ой инстанции эти суды рассматривают все дела об административных правонарушениях, а также большинство гражданских, уголовных и административных дел, подведомственных военным судам, кроме тех, которые отнесены к компетенции вышестоящих военных судов.

2) рассматривают жалобы на военных прокуроров, следователей и дознавателей, материалы об ограничении некоторых конституционных прав и свобод, решают вопросы о заключении под стражу подозреваемых и обвиняемых и о продлении сроков содержания под стражей, о применении дисциплинарного ареста.

Вторым звеномявляютсяокружные (флотские) военные суды.

Состав: такой же, как в гарнизонных военных судах.

Структура:

* Президиум

* могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы

Компетенция:

а) судебные коллегии (судебные составы) по 1-ой инстанции рассматривают:

q гражданские дела, связанные с государственной тайной;

q заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным гарнизонным военным судам;

q уголовные дела о преступлениях, подсудных областным и соответствующим судам.

б) по 2-ой инстанции судебные коллегии (судебные составы) в апелляционном порядке проверяют не вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов.

в) президиум этих судов в кассационном порядке может проверять:

q апелляционные определения окружных (флотских) военных судов;

q вступившие в силу приговоры гарнизонных военных судов;

q вступившие в силу решения гарнизонных военных судов, ранее обжалованные в апелляционном порядке.

Третьимзвеном являетсяВоенная коллегия Верховного Суда РФ.

Состав: Председатель Военной коллегии, его заместитель, судьи.

Компетенция:

а) по 1-ой инстанции рассматривает:

q дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, если эти акты касаются прав, свобод и законных интересов военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

q заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Решения по этим делам, не вступившие в силу могут быть обжалованы в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ, а вступившие в силу – в Президиум Верховного Суда РФ (если они ранее обжаловались в апелляционном порядке).

б) по 2-ой инстанции Военная коллегия проверяет в апелляционном порядке не вступившие в силу приговоры и решения окружных (флотских) военных судов.

в) по кассационной инстанции может проверять:

q вступившие в силу приговоры окружных (флотских) военных судов, если ранее они не проверялись Военной коллегией в апелляционном порядке;

q кассационные постановления президиумов окружных (флотских) военных судов;

q вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов и апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, если они обжаловались в кассационном порядке в президиум окружного (флотского) военного суда.

Апелляционные и кассационные определения Военной коллегии могут быть обжалованы в Президиум Верховного Суда РФ в надзорном порядке.

Источник: https://studopedia.ru/1_54557_sistema-voennih-sudov-ih-sostav-i-kompetentsiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.